Отчет о 42-ом заседании школы-семинара им. С.С. Шаталина
42-е заседание Международной научной школы-семинара имени академика С.С. Шаталина «Системное моделирование социально-экономических процессов»
С 1 по 6 октября в Ростове-на-Дону состоялось XLII заседание Международной научной школы-семинара имени академика С.С. Шаталина «Системное моделирование социально-экономических процессов». Школа-семинар была основана более 40 лет назад в 1978 году С.С. Шаталиным и Н.Я. Краснером.
Организаторами научного мероприятия выступили Отделение общественных наук РАН, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центральный экономико-математический институт РАН, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет», Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН Институт системного анализа, Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Российская экономическая школа». Постоянными партнерами конференции являются также НИУ ВШЭ (Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург), УГАТУ (Уфа), ДВФУ (Владивосток), ИГУ (Иркутск), ФОМ (Москва).
В итоговую программу школы-семинара были включены 132 доклада 239 исследователей, представляющие 26 городов России (Белгород, Благовещенск, Владивосток, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Москва, Назрань, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новосибирск, Обнинск, Орел, Оренбург, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Симферополь, Ставрополь, Томск, Тюмень, Уфа, Челябинск). В работе школы-семинара участвовали также ученые из 5 зарубежных стран: Республика Беларусь, Минск (1 чел.), Азербайджан, Баку (1 чел.), Индия, Нью Дели (1 чел.), США (3), Япония, Токио (1). Участники школы-семинара представляли 72 образовательных учреждения, научно-исследовательских организации, бизнес-структуры и органа государственной власти: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Воронежский государственный университет, НИУ «Высшая школа экономики», Российская экономическая школа, Центральный экономико-математический институт РАН, Башкирский государственный университет, НИУ «Высшая школа экономики» - Нижний Новгород, НИУ «Высшая школа экономики» - Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, Фонд Общественное Мнение, Вычислительный центр РАН ФИЦ ИУ РАН, Институт системного анализа РАН ФИЦ ИУ РАН, Институт социологии федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Уфимский государственный авиационный технический университет, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московская школа экономики при МГУ, Белгородский государственный национально исследовательский университет, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Вологодский научный центр РАН, СП «ДБА-инжиниринг», Иркутский государственный университет, Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Воронежский институт высоких технологий, НЧОУ Институт мировой экономики, Байкальский государственный университет, Уральский федеральный университет, Удмуртский государственный университет, ПАО «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение», Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Московский физико-технический институт (государственный университет), Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирский государственный университет, Институт экономики РАН, Ингушский государственный университет, Университет Дмитрия Пожарского, Дальневосточный федеральный университет, Южный федеральный университет, Кавказский математический центр при Адыгейском ГУ совместно с МФТИ, Адыгейский государственный университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (Минск), ИМ-Логистикс, Амурский государственный университет, Волго-Вятское ГУ Банка России, Волгоградский государственный университет, Воронежский государственный технический университет, Уральский государственный экономический университет, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казанский федеральный университет, КБ «Центр-Инвест», Государственный университет управления, Нижнетагильский технологический институт (филиал) УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Обнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ, ООО НПО «Южный градостроительный центр, ООО Научно-технический центр «Разработка сложных систем», Оренбургский государственный университет, Государственная Дума РФ, Южный научный центр РАН, Северо-Западный институт управления РАНХиГС, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Ставропольский государственный аграрный университет, Сибирский государственный медицинский университет, Тюменский государственный университет, Челябинский государственный университет, Научный фонд «Захир» (Дели), Университет Чикаго, Южный методистский университет в Далласе, Хитоцубиши университет, Институт экономики АН Азербайджана (Баку).
42-заседание Школы-семинара им. акад. С.С. Шаталина, как и во все предыдущие годы, было посвящено обсуждению не только экономических, но и социальных проблем, что определяет востребованность конференции и ее междисциплинарность.
Работа школы-семинара проходила в рамках следующих основных направлений:
- новые социально-экономические явления и процессы: новая модель экономического роста и инновационные процессы, социально-экономическое развитие, корпоративные структуры, финансовые рынки, рынки труда, экономика неформальных рынков, экономика и право, эколого-экономические механизмы, социальные отношения и многообразие общества, экономическое образование.
- методология, понятия и инструменты экономического анализа: макроэкономическое моделирование, экономика знаний и инновационных процессов, понятия и методы институционального анализа, модели искусственных обществ, интеллектуальная собственность, теория фирмы, стационарные и нестационарные экономические процессы, системный анализ, математические методы исследования операций, методы экономических измерений и статистической обработки данных, эконометрика, методы прогнозирования, теоретические модели управления.
- прикладные задачи и методы управления социально-экономическими системами: методы принятия решений, стратегии и механизмы государственного регулирования экономики, стратегии и актуальные проблемы развития отраслей, территорий и организаций, социальная политика.
Тематика представленных на школе-семинаре докладов тесно связана с проблематикой исследовательских проектов, поддержанных РФФИ, РНФ, другими научными фондами, внутренними грантами вузов и исследовательских организаций, государственными заказами и грантами правительств различных регионов.
Многие участники школы-семинара из различных городов России и зарубежья являются инициаторами инновационных идей и подходов в развитии современной науки и образования, участвуют в подготовке аналитических материалов для решения стратегических и тактических задач в регионах и на предприятиях, сотрудничают с учеными академических институтов, участвуют в научных грантах. Зарубежные участники конференции поддерживают тесные связи и долгосрочные контакты с ведущими российскими вузами и научными центрами.
Перед официальным открытием школы-семинара состоялось заседание оргкомитета, на котором обсуждались проблемы и направления дальнейшего развития школы-семинара. Были высказаны предложения по апробации ряда новых форматов проведения заседаний.
Целью конференции являлось обсуждение и обмен научными взглядами, идеями, мнениями и опытом в области изучения и решения теоретических и прикладных задач современной экономической науки.
42-ое заседание школы-семинара открыл председатель оргкомитета, акад. РАН Макаров В.Л. С приветственным словом выступила Врио ректора ЮФУ Шевченко И.К.
Наиболее значимые научные доклады были представлены на пленарных заседаниях (докладчики: академик РАН Макаров В.Л,. академик РАН Полтерович В.М., член-корр. РАН Клейнер Г.Б., член-корр. РАН Дементьев В.Е., д.э.н. Голиченко О.Г., д.э.н. Козырев А.Н., д.э.н. Лившиц В.Н., д.э.н. Устюжанина Е.В., PhD., к.э.н. Денисова И.А. к.ф-м.н Ратникова Т.А., д.э.н. Чернавский С.Я., д.э.н. Шевченко И.К., д.э.н. Лазарева Е.И., д.э.н. Новикова Т.С., к.э.н. Патракеева О.Ю). Их условно можно разделить на несколько основных направлений: проблемы развития цифровой экономики («О социальных проблемах в цифровом мире», «Рынки сетевых благ: особенности функционирования и ценообразования», «Квантовые эффекты в экономике внимания», «Информационное потребление и социокультурные ресурсы россиян»), государственная экономическая политика, проектная экономика и экономический рост («Реформа государственной системы проектной деятельности, 2018-2019 гг.», «Динамика производительности: региональный аспект», «Государственная политика и дисфункции НИС на мезотраектории эволюционного развития», «Нетрадиционные подходы к оценке эффективности государственных инвестиций в реальный сектор экономики», «Методы оценки инфраструктурных проектов в условиях современного научно-технологического развития», «Оценка промышленной политики для энергетического сектора России», «Транспортная инфраструктура и экономический рост: проблема оценки эффектов»), теоретические и прикладные проблемы развития моделирования социально-экономических процессов («Принципы двойственности в системном моделировании», «Экономико-математические исследования в ЮФУ»), проблемы экономического образования («Развитие образования в ЮФУ: прошлое и перспективы»).
Важное место в программе конференции занял круглый стол 1 «Согласование интересов в управлении социально-экономическими системами» и секционное заседание по тематике круглого стола, инициаторами которого выступили ученые ЮФУ (д.ф.-м.н. Угольницкий Г.А., д.э.н. Анопченко Т.Ю.). Знаменательно, что в год 85-летия С.С. Шаталина был представлен доклад д.э.н. Высокова В.В., в котором отмечалась важность обсуждаемых проблем в трудах академика.
На круглом столе были подняты вопросы управления устойчивым развитием систем различного уровня («Модели управления устойчивым развитием активных систем», «Согласование интересов муниципальных образований», «Интеллектуальная система согласования интересов при принятии решений по редевелопменту городских территорий»).
Обсуждение отдельных аспектов согласования интересов продолжалось на секционном заседании («Задачи оптимального управления на сетях в маркетинге», «Математический инструментарий поддержки согласования интересов региона и предприятий энергетического комплекса», «Динамические СОЧИ-модели в региональном управлении», «Реализация концепции устойчивого развития в России, сложности и перспективы», «Многокритериальные модели управления устойчивым развитием региона на основе активизации итерационного взаимодействия государства и бизнеса», «Задачи управления университетом как активной системой»).
Круглый стол 2 «Коллективное сознание» (ведущие: акад. РАН Макаров В.Л., д.э.н. Гребенников В.Г., д.э.н. Устюжанина Е.В.) стал продолжением дискуссии, начатой на прошлогодней конференции. Обсуждение продемонстрировало необходимость междисциплинарности в анализе данной проблемы. В связи с этим большой интерес вызвал доклад о социально-психологических аспектах коллективного сознания на примере поведения поколения Z.
Большое внимание в исследованиях ЦЭМИ РАН уделяется проблемам цифровой экономики и агенто-ориентированного моделирования. По этому направлению институт сотрудничает с многими университетами и научными организациями. В связи с этим, уже на протяжении нескольких конференций данная тема представлена на пленарных, междисциплинарных и секционных заседаниях. В этом году обсуждение цифровой экономики и моделирования искусственных сообществ прошло в рамках дискуссионной панели (модератор: член-корр. РАН Бахтизин А.Р.), успешно зарекомендовавшей себя в качестве нового формата проведения заседаний, на которой были представлены доклады: «Агент-ориентированное моделирование как инструмент систем поддержки управленческих решений», «Реализация налоговой системы в агентной модели пространственного развития России», «Агент-ориентированной модели функционирования системы государственных закупок», «Проблема оценки экономических эффектов в условии связности объектов анализа», «Метод качественно репрезентативных сценариев имитационного моделирования». Дискуссия была продолжена секционными докладами: «Новая индустриализация и цифровая экономика России», «Экономические последствия цифровизации», «Мониторинг реализации стратегии наукограда в условиях развития цифровой среды», «Хайп как основной детерминант рынка криптовалют», «Комплексная модель прогнозирования стоимости жилой недвижимости на вторичном рынке».
Важным событием нынешнего заседания стал Круглый стол 3 «Школа-семинар: вехи прошлого и заделы на будущее» или «Былое и думы» (ведущие: акад. РАН Макаров В.Л., д.э.н. Щепина И.Н., д.э.н. Гребенников В.Г.). В прошлом году отмечался 100-летний юбилей академика Н.П. Федоренко, а этот год, помимо юбилея С.С. Шаталина, был отмечен 95-летием Н.Я. Краснера и В.Н. Эйтингона. Эти ученые сыграли большую роль как в развитии экономической науки, так и в становлении школы-семинара. Участники круглого стола обсудили не только их научное наследие и поставленные ими проблемы, но и возможные траектории развития школы-семинара, приоритетные направления будущих исследований, перспективы объединения ученых и специалистов смежных наук для распространения научно-практического опыта, формирования научной культуры молодых исследователей. Символично, что ровно 40 лет назад школа-семинар также проводилась в стенах Ростовского государственного университета, ныне ЮФУ.
Пятого октября проходили параллельные заседания 8 секций Особенностью научной программы является включение в нее не только сложившихся в течение многих лет секционных заседаний, таких как «Экономическая теория», «Механизмы государственного, регионального и муниципального управления», «Современные тенденции развития хозяйственных комплексов и организаций», «Экономика инновационных процессов», «Социальная политика и рынки труда», «Финансовый анализ, банки, инвестиции», «Математические методы в экономических исследованиях», но и расширение числа секций. В этом году была включена секция «Экономика и управление образованием», подготовленная совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ.
На секционных заседаниях было представлено 60 докладов и 39 сообщений. Результаты исследований вызвали большой интерес, множество вопросов и активное обсуждение.
Основной задачей докладов, представленных на секции 1 «Экономическая теория» (руководители: д.э.н. Гоголева Т.Н., д.э.н. Белоусова Н.И.) являлось обсуждение теоретических подходов к анализу экономики на микро-, мезо- и макроуровнях, а также учета институциональных и психологических факторов.
Целью работы секции 2 «Механизмы государственного, регионального и муниципального управления» (руководители: д.э.н. Лившиц В.Н., член-корр. РАН Дементьев В.Е.) явилось обсуждение основных проблем управления, а также механизмы взаимодействия научных и образовательных учреждений с органами власти, по вопросам устойчивости положительных тенденций социально-экономического развития муниципалитетов и регионов. Также важное место занимали проблемы адаптации зарубежного опыта к условиям российской экономики.
На секции 3 «Современные тенденции развития хозяйственных комплексов и организаций» (руководители: д.э.н. Орлова Е.Р., д.э.н. Афанасьев А.А.) рассматривались как теоретические аспекты управления предприятиями (природа риска, измерение коммуникационного разнообразия, уровень инновационности технологий и д.р), так и отдельные кейсы, проекты и оптимизационные задачи для предприятий различных видов экономической деятельности.
Целью секции 4 «Экономика инновационных процессов» (руководители: д.э.н. Голиченко О.Г., д.э.н. Щепина И.Н.) стало обсуждение теоретических и практических проблем, связанных с созданием, внедрением, диффузией и замещением инновационных продуктов и технологий.
Социально-экономическую направленность школы-семинара подтверждает тот факт, что уже в течение многих лет секция 5 «Социальная политика и рынки труда» (руководители: к.э.н. Денисова И.А., к.ф.н. Петренко Е.С.) является одним из лидеров по количеству представленных докладов, которые охватывают широкий спектр проблем, связанных с рынком труда, оценкой уровня жизни, развитием человеческого капитала, неравенством, проблемами загрязнения, исследованиями здоровья, практикой занятости и миграции населения. Важно отметить, что выводы, представленные в исследованиях социальных процессов, опираются не только на экономический анализ, но и на профессиональное владение математическим инструментарием.
В этом году основная тематика секции 6 «Финансовый анализ, банки, инвестиции» касалась портфельного инвестирования и работы финансовых систем в условиях цифровой экономики.
Секция 7 «Математические методы в экономических исследованиях» (руководители: д.ф.-м.н. Угольницкий Г.А, к.ф.-м.н. Филатов А.Ю., к.ф.-м.н. Максимов А.Г.) также как и секция 5, является лидером по количеству докладов и демонстрирует высокий уровень использования математического инструментария в моделировании социально-экономических процессов. В своих исследованиях, направленных на изучение различных экономических систем, участники используют методы оптимизации, модели многомерной статистики и эконометрики, аппарат теории игр и принятия решений, модели пространственной экономики, макроэкономической динамики и экономического равновесия. Именно развитие и расширение спектора инструментария экономико-математического моделирования и является одной из основных целей школы-семинара и отличает ее от других конференций.
Важными проблемами, обсуждаемыми на секции 8 «Экономика и управление в образовании» (руководители: к.полит.н. Гармонова А.В., д.ф.-м.н. Силаев А.М.) стали: развитие магистратуры, достоинство и недостатки многоуровневой системы образования, компетентностный подход, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс и особенности экономического образования.
В целом, тематика докладов школы-семинара охватывала ряд фундаментальных проблем системного моделирования, развития цифровой экономики, моделирования искусственных сообществ, анализа рынка сетевых благ, экономического многообразия и неравенства, возможностей и барьеров в развитии национальных, региональных инновационных систем, анализа естественных монополий, управления производственными экосистемами, измерения коммуникационного разнообразия предприятий, развития человеческого капитала, оценки качества жизни населения и развития экономического образования в России.
Лекцию для студентов, аспирантов и молодых преподавателей в стенах ЮФУ на тему «Математические составляющие премий Нобелевского комитета по экономике» или «Три премии, три судьбы: Эрроу, Нэш и Канторович» прочитал д.ф.-м.н. Савватеев А.В. Лекция была организована совместно с просветительским проектом «НаукаPRO» (руководитель- Павел Кучеренко). На лекцию пришло много студентов и преподавателей ЮФУ и других вузов, старшеклассников и учителей школ Ростова-на-Дону, участников школы-семинара, а также людей интересующихся математикой и экономикой. Аудитория тепло встретила докладчика, и в ходе выступления возник живой диалог между лектором и слушателями. Проф. Савватеев А.В. ведет активную просветительскую деятельность в области математики и теории игр. Благодаря профессиональным и научным связям, возникающих на ежегодных Шаталинских школах, Алексей Владимирович имеет возможность проводить свои лекции в различных регионах, вузах и школах России, знакомить с научными идеями и достижениями, популяризировать научное мировоззрение, рациональное и критическое мышление.
На заключительном пленарном заседании (ведущие: д.э.н. Гребенников В.Г., д.э.н. Щепина И.Н., д.э.н. Анопченко Т.Ю., д.ф.-м.н. Угольницкий Г.А) было отмечено, что школу-семинар неизменно отличают высокая требовательность и доброжелательность, уважение к известным ученым и их доступность для встреч с молодежью, постоянство и изменчивость в соответствии со временем, атмосфера творчества и демократизма. Школа-семинар давно стала не просто научным форумом, а сообществом людей, заинтересованных в развитии российской науки и образования и вовлечении молодых людей в процесс научных исследований. На заседании были заслушаны отчеты руководителей о работе секций, подведены итоги и приняты рекомендации по дальнейшей работе школы-семинара. Руководители секций достаточно высоко оценили уровень докладов и вовлеченность участников в дискуссии. Также было отмечено активное участие молодых исследователей в работе школы-семинара. По решению Оргкомитета 6-й год подряд молодым ученым вручаются три типа дипломов: диплом им. С.С. Шаталина «за лучший доклад и высокий уровень результатов исследований в социально-экономической сфере», диплом им. Н.Я. Краснера «за лучший доклад и высокий уровень результатов исследований с использованием методов математического моделирования», диплом им. В.Н. Эйтингона «за лучший доклад и высокий уровень результатов исследований в области управления экономическими системами». В этом году дипломы получили 25 молодых участников школы-семинара:
- дипломы имени С.С. Шаталина получили Богомолова Е.В., Кот Ю.А., Филькин М.Е., Сальников К.Н., Рудковская О.В., Фролова Е.В., Костылева В.И., Павлов Р.К., Милякин С.Р.;
- дипломы имени Н.Я. Краснера получили Егорова Ю.В., Козлов К.В., Копыток В.К., Щеглова Д.В., Филатов А.Ю., Неволин И.В.;
- дипломы имени В.Н. Эйтингона получили Габдуллин Н.М., Россошанский А.И., Месропян К.Э., Серова А.В., Быстрянцева Д.И., Бушанский С.П., Айзенберг Н.И., Тифанова М.В., Воронова П.А., Ковыршина О.И.
Школа-семинар продолжает развивать междисциплинарность и системный подход к решению поставленных задач, что дает возможность участниками общаться в промежутках между конференциями, объединяться в профессиональные сообщества для осуществления научных проектов (в том числе поддерживаемых Российскими и международными научными фондами), обмениваться научным опытом, вести подготовку аспирантов и докторантов, организовывать региональные научно-образовательные и просветительские мероприятия.
Важной задачей конференции является выявление актуальных проблем регионального развития и обсуждение возможностей использования научных результатов во взаимодействии с органами власти и бизнес-структурами. Многие постоянные участники школы-семинара вовлечены в процессы разработки региональных стратегий социально-экономического развития, осуществляют экспертную деятельность и реализуют практико-ориентированные проекты. Результаты научных исследований, обсуждаемые на школе-семинаре, используются при разработке новых программ и дисциплин и внедрения их в образовательный процесс.
Распространению научных знаний способствует ежегодная публикация трудов школы-семинара. Многие тезисы докладов, представленные в сборнике трудов школы-семинара и отражающие отдельные аспекты исследований, в дальнейшем перерастают в монографии, публикуются в журналах ВАК и зарубежных журналах, входящих в Scopus и Web of Science.
В рамках культурной программы школы-семинара участники ознакомились с достопримечательностями г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог, станицы Старочеркасская.
Необходимо особо отметить профессионализм и слаженность рабочей группы Оргкомитета, состоящей из представителей ВГУ, ЦЭМИ РАН и ЮФУ (руководитель д.э.н. Щепина И.Н.). ЮФУ, в качестве принимающей стороны, проявил большую активность и показал хорошую организацию по подготовке и проведению школы-семинара. Особо отметим д.э.н. Шевченко И.К., д.э.н. Анопченко Т.Ю., д.ф.-м.н. Угольницкого Г.А, к.э.н. Темирканову А.В.. Оргкомитет выразил благодарность руководству ЦЭМИ РАН, ВГУ, ИСА РАН и РЭШ за постоянную помощь в организации и проведении конференции, РФФИ за многолетнюю финансовую поддержку школы-семинара.